И в этом есть что-то парадоксальное – на протяжении семи лет преданнейшая армия фанатов яростно отстаивает самобытность и самоценность этой вселенной и эта преданность обязана держаться на чем - то большем чем красивые герои и харизматичные злодеи... но если бы не Кастиэль я только развела бы руками, потому что при всем желании в этой бесконечной охоте братьев за монстрами я не разглядела ничего кроме шоу – достаточно грамотного, чуточку узнаваемого, более или менее обоснованного развлекательного зрелища. Характеры, мотивы, судьбы главных героев изначально показались мне надуманными и неубедительными, незрелыми и эгоистичными, а патетичность, с которой авторы шоу делали из Винчестеров пуп земли просто комичной. Поэтому к «Сверхъестественному» я была более чем равнодушна и старательно обходила стороной, но судьба с достойным лучшего применения упорством сводила меня с этим сериалом – подруги сходили с ума по красавчику Дину, знакомые приносили диски с «обязательно посмотри» и даже продавцы dvd первым делом протягивали «Supernatural». Я отбивалась как могла, пока в один прекрасный день не увидела Кастиэля. Такое случается редко – ангел бесповоротно покорил меня. Есть у меня такая слабость – меня тянет против собственной воли к существам высшим, иным, отличным от нас, мне хочется верить, что они могут быть на самом деле, дышать тем же воздухом, ходить по той же земле и все же находить что-то прекрасное в самых обычных вещах и в нас самих. И когда обычный человек, пусть даже актер, может взглянуть на тебя и ты веришь, что это взгляд ангела – спокойный, вдумчивый, немного удивленный, пристальный, отстраненный и вместе с тем пронизывающий, взгляд перед которым нет нужды притворяться, весь мой здоровый скептицизм и нездоровый цинизм испаряются как роса под лучами солнца.
читать дальшеКонечно, я прекрасно осознавала, что авторы будут твердо держаться намеченного пути и два сезона с интересом следила как ангела и его собратьев распинают для блага Винчестеров. Честное слово, это было познавательно и отчасти забавно, потому что роль верного пса, которую отвели Кастиэлю настолько несоответствовала его сути, что не имела никакого значения. Я была рада тому, что даже в таких жестких рамках было воплощено что-то по настоящему для меня новое. Ведь волей – неволей я впитала в себя образ сусального ангелочка с молитвенно сложенными ладошками, вдребезги разлетевшийся под суровым взглядом вестника небес, одно появление которого вдохнуло в происходящее новый смысл и новое значение. И я была искренне благодарна актерам и сценаристам сериала – они застали меня врасплох, более того заставили задуматься, и я не ждала от них ничего большего, но когда Кастиэля пустили в расход ради продолжения шоу я возопила «Что такое творится???» и впервые в жизни бросилась за объяснениями в интернет... и вместо объяснений с размаху угодила в винцест и прочии атрибуты фандома. Невероятно! Ярость, с которой некоторые фаны славили такой возмутительный поворот сюжета, привела меня в остолбенение. Упиваясь крохотным мирком, в котором Дин и Сэм замыкаются с каждой новой потерей, поклонники наслаждаются подобными узами, словно не замечая как сковывает братьев по рукам и ногам ожесточение, как теряет всякий смысл выбор каждого из них, как выворачивается наизнанку их существование…
Так или иначе я твердо решила больше не иметь дела с этим миром и со спокойной душой помахала платочком «Сверхъестественному», но не тут то было. Упорные слухи о возвращении Кастиэля и душевных муках Дина, заставили–таки меня посмотреть седьмой сезон, который я так искренне прокляла. На протяжении первых серий я не переставала изумляться энтузиазму поклонников, которые находили в этом и смысл, и глубину, и потаенные эмоции, потому что хоть бейте меня, хоть режьте, хоть ногами топчите я не увидела ничего, что близко лежало бы к поискам утраченного или самому обычному человеческому отчаянию, боли, потере. Удивило ли меня это? Самую малость. Мне даже понравилось, что Дин как ни в чем не бывало ходит, бродит и охотится дальше. Не выношу сопливых излияний. Следовательно, Дин просто не был даже на одну сотую доли привязан к Кастиэлю как к Сэму и движет им прежде всего очень, очень, очень трезвый расчет и естественное для смертника безразличие ко всему и вся кроме собственной драгоценной шкуры (и брата конечно). Я пожимаю плечами и, приняв новые правила игры как данность, прокручиваю продолжение и что происходит дальше?
А дальше авторы шоу вдруг спохватываются что что-то не так и пытаются парой кадров, парой брошенных слов, парой фраз убедить зрителей, что именно предательство Каса больно ударило по несгибаемому Дину и гибель его названного отца вкупе с сумасшествием брата едва не подкашивает его. Святые угодники, где здесь логика?! Под бой барабанов и звуки фанфар провозглашая возвращение к духу сплочённости старых добрых времен продюссеры обещали, что братья отныне своими силами справятся со своими демонами. Великолепно! так держать! тем более помехи недрогнувшей рукой устранены, сцена расчищено для звездного часа Сэма или Дина и сценаристам остается только включить на полную мощность прожекторы, чтобы осветить всю красу человеколюбия и силу духа братьев. Но вместо этого они выуживают из небытия ими же убитого ангела, отнимают для пущего эффекта у него память, но оставляют силы для исцеления больных и убогих - чтобы на подступах к финалу вернуть в строй Сэма. И как! Казалось бы разумно, логично, справедливо - и глубоко неправильно.
В 7.17 сколько угодно можно упирать на безопасность и рациональность, но бросить - пусть даже бывшего - друга, отшвырнуть как выжатый лимон, хуже того оставить на попечение демона - это … гнусность. Не понимаю как актер мог согласится на такое. Характеристики которые Экклз дает своему герои достаточно точны. Он отмечает, что Дином движет прежде всего ответственность заложенная в него ролью старшего брата - какой старший брат пойдет на такое? Впрочем по сравнению с 7.21 это цветочки. Кастиэль здесь прячется от реальности за нелепым чувством юмора, он балансирует на грани, он беспомощен, он жалок и я понимаю отчаянный, почти безумный порыв Эстер (по последним данным Эсфирь) убить, уничтожить своего бывшего командира, и целиком и полностью разделяю ее гневные слова, пропитанные отчаянием, брошенные Дину и встреченные им полным молчанием. Ведь действительно, как ни посмотри, Винчестеры губят все что их окружает и Кастиэль тому живое доказательство.
Однако сильнее всего меня поразили сценаристы – твердить из серии в серию, что ангелы кровожадные, порочные, безжалостные существа лишенные милосердия?! Я очень далека от христианства и религиозного фанатизма, но даже мне подобные слова кажутся недостойными - слишком грязными, слишком темными, чтобы разглядеть какие задумки за ними прячутся и какие ростки с ними пробиваются в грядущее Кастиэля.